суббота, 10 января 2015 г.

И снова Индия. И снова с начала.

Как-то скучно уже третий раз подряд я вхожу в Новый год: без елки, без шампанского и речи президента, в двенадцать уже сплю, а на утро начинается обычный день, без телефонных звонков друзей, без снега, и без холодильника, набитого салатами.
Но я бы хотела снова и снова жертвовать подарками, оливье и боем курантов ради того, чтобы каждый день просыпаться от красного рассвета, бьющего в глаза, ощущать аромат сандала и цветов жасмина, звенеть браслетами на ногах, когда бежишь на йогу босиком по холодному полу, укутываться в легкую шаль перед выходом на улицу и обжигать пальцы, по неосторожности взяв в руку комочек слишком горячего риса с далом…

Да, Индия очаровывает и завораживает снова и снова. Странно, но уже третий месяц живя здесь, мне до сих пор не верится, что все эти краски, ароматы, звуки – все это взаправду, что я действительно живу в этом всем, и я никак не могу перестать восторгаться каждым моментом, частью которого я имею счастье быть.
Не хочется наговаривать, но у меня действительно все хорошо. Все слишком хорошо и даже как-то волшебно! Каждый день дарит новые открытия, новый опыт и преподносит новые уроки. Я чувствую, как я выросла в понимании Индии за эти три зимы, которые провела здесь (моя первая индийская зима прошла в Керале, а вторая в Тамил Наду).
Не могу сказать, что теперь я совсем местная, но я действительно стала понимать, что происходит вокруг и начала чувствовать себя комфортно в этом непредсказуемом и хаосном, на первый взгляд, мире со своими правилами, обычаями и мнениями.
Хочется рассказать очень много, ведь каждое события, каждая встреча, каждое наблюдение за жизнью – такие интересные! Но постараюсь быть скромнее в словестном потоке и более информативно поведать о том, что же тут со мной творится :)

Зачем все это?
Хорошо что мои преподаватели в своем большинстве не владеют русским языком (хотя некоторые очень даже стараются), поэтому здесь я могу честно признаться, что, подаваясь на грант обучения хинди в индийском Университете, я преследовала четкие три цели, среди которых изучения языка, вообще-то, не было в принципе. Мои цели были следующими: 
   1. Пройти панчакарму в настоящей аюрведической клинике
   2. Встретиться со старыми добрыми индийскими друзьями
   3. Открыть для себя Индию во всей ее глубине и многообразии
Первые два пункта можно считать выполненными, а открытия будут происходить до последней минуты моего путешествия, ведь сам воздух здесь наполнен особым ощущением самобытности.
Но уже сейчас я погрузилась в местную культуру настолько, что и не представляю, как я вернусь обратно и сменю индийский наряд на западную одежду, перестану носить бинди, стану переходить дорогу без риска для жизни, начну одевать обувь, буду понимать речь окружающих, здороваться без сложения ладоней на груди, перестану есть каждый день рис и чапати, не услышу звона браслетов и не увижу ярких красок сари… Но не будем о грустном)) Вернемся к учебе.

Какого быть иностранным студентом в Индии
Позвольте поведать, какие мы все счастливчики – те иностранные студенты, которые отважились приехать в Центральный институт хинди в г. Агра (Kendriya Hindi Sansthan), а это порядка 80 человек из Европы, Азии, Южной Америки и т.д.: Польша, Румыния, Украина, Португалия, Узбекистан, Монголия, Египет, Афганистан, Корея, Япония, Китай, Шри-Ланка, Мьянмар, Фиджи и т.д.

Условия жизни здесь просто чудесные: еда разнообразная и готовится в соответствии с пожеланиями студентов (омлет, свежие салаты, суп, пюре, лапша, компот – на любой вкус), есть горячая вода в душе, вай-фай и стиральные машины, каждое утро проходят занятия йогой, а вечером занятия классическими индийскими танцами. Занятия хинди всего по четыре часа в день, без серьезных домашних заданий и трудностей.
Хотя, конечно, у некоторых студентов есть и другое мнение на этот счет: еда многим не нравится, т.к. местные повара не очень сильны в европейской кухне, на обед каждый день рис и чапати с соусами, а утром еда часто слишком масленая и жаренная; вай-фай слишком слаб, чтобы его хватало на всех, гейзеры с горячей водой в душе часто ломаются, выходить из общежития можно только два часа в день (с 16 до 18ч, т.е. до темна) либо с получением дополнительного разрешения; в комнатах слишком пыльно, а преподаватели плохо говорят по-аглийский и учат иностранцев языку хинди на этом же хинди.
А я на многие эти недовольства только ухмыляюсь, т.к. знаю, что бывает по-другому… и частенько вспоминаю свой прошлогодний трехмесячный волонтерский проект на юге Индии, когда нас в принципе кормили только рисом с разбавленным соусом на завтрак, обед и ужин, когда в комнате у нас не было не то чтобы горячей воды, но даже раковины...
когда интернет мы могли получить раз в месяц и только на ночь, т.к. днем модем занят в офисе; когда выходить с проекта можно было свободно, да идти было некуда, т.к. мы жили в далекой глубинке в крошечной деревне; когда воду мы пили из под крана, т.к. фильтр в куллере был постоянно сломан; когда регулярно мы дышали смогом от сжигания мусора в деревне; когда начальство с тобой в принципе не разговаривало и игнорировало, т.к. оно не знает английского, а ты тамильского… И не смотря на все трудности, я обожала свой волонтерский проект и каждый день благодарила Вселенную, что оказалась там...

Возможно, благодаря моей «закалке», я была в восторге с первого дня приезда в университет и не испытывала ровным счетом никаких сложностей. Ведь я видела и разваливающееся здание соседнего общежития для местных студентов, с одним туалетом на этаж, холодной водой в душе, без стиральных машин и без столовой.
Университет действительно очень постарался, чтобы иностранные студенты чувствовали себя максимально комфортно и тратит кучу денег на покупку новых гейзеров для замены старых, кстати сказать, ломающихся по вине самих студентов (а один такой новый гейзер обходится в 8 000 рублей), покрывает расходы на медицинское лечение при любых недугах (мне запросто оплатили анализы крови и консультацию по совершенно «неиндийской» болезни) и довольно благосклонно дает разрешение на частые «прогулы» даже в две-три недели, понимая, что какими бы прилежными или непослушными студентами мы ни были, мы в первую очередь иностранцы и нам хочется путешествовать и знакомиться с культурой этой дружелюбной и многоликой страны.
Говоря об обучении, честно признаюсь, первые две недели я находилась в легком шоке от того, что не могла понять ни слова преподавателей и прочитать ни буквы из их «докторского» подчерка, и единственным ответом на все их вопросы и задания были слова «Мэ нехи самачья» («Я Вас не поняла»). Я приехала в вуз с нулевым уровнем знания языка, причем приехала позже всех студентов и отстала от программы на два месяца и не спасало даже то, что меня записали в нулевую группу, т.к. все ребята учили хинди до Индии уже по несколько месяцев, а то и лет… 
Но надо отметить, что через две недели я действительно стала понимать и подчерк и речь преподавателей и даже сама пыталась говорить. И после этого адаптационного периода я вышла за рамки аудитории, почувствовав, что за партой языка не выучишь. Начать говорить и потихоньку раскрыть суть и красоту языка мне помогло общение с семьей повара, с сотрудниками и рабочими университета и общежития, которые не говорили по-английски и именно это оказалось мне крайне полезно … И следующими моими главными фразами стали: «Мудже кои мадад карна чахти ху» («Я хочу вам помочь/делать какую-нибудь помощь») и «Мудже кхуш гая» («Я рада/я довольна»). Эти фразы пригождались мне по утрам или вечерам на втором этаже общежития, когда я приходила на кухню и просилась поварам в помощники....

Больше чем учеба
Я приехала сюда не для того, чтобы 16 часов в сутки учиться, но для того чтобы максимально насладиться Индией. И уж так устроен мой мозг, и так был заточен мой образ жизни за последние пять волонтерских лет, что радость и наслаждение я испытываю больше от помощи кому-то, чем от отдыха и впечатлений.
Раскатывая полсотни лепешек к ужину и чистя десятки килограмм овощей с 6ч утра, наблюдая за тем, как повар жарит пакоры и достает их огромным дуршлагом, я чувствовала себя действительно довольной, ибо была полезной и это намного радостнее, чем просто отведать этой самой еды даже в самом лучшем ресторане Индии. И я очень грустила, когда мои кухонные друзья говорили: «Бас, адж мадад финиш» («Все, на сегодня помощь больше не нужна»). Ведь, общаясь с простой индийской семьей, с которой изъясняешься жестами и улыбками, можно получить гораздо больше, чем от целого курса истории Индии в университете или многосерийного фильма о ее культуре.
Я все думала, куда же еще я могу приложить свои силы и умения, и была приятно удивлена, краем уха услышав за обедом, что одна из студенток так же как и я не хотела сидеть без дела и отыскала в Агре дом-интернат Матери Терезы для сирот и деток с отклонениями в развитии. Сперва она ездила туда одна или с одной подружкой, а после того, как мы всем рассказали, больше студенток захотело присоединиться, что не может не радовать! Детки в интернате самые разные: есть новорожденные, которых нужно перепелинать и накормить, в соседней комнате живут детки постарше, с которыми уже можно поиграть и поговорить, а рядом живут совсем взрослые ребята… И вот после такого визита в воскресный день, возвращаясь из интерната домой, понимаешь, что в этом мире есть что-то другое помимо студенчества, радости путешествия и позитивных эмоций. Есть вещи, более ценные и более нужные, что ли…
В поисках дополнительных вариантов быть полезной я нашла храм недалеко от общежития, где можно приходить и помогать готовить обед и кормить прихожан. Но из-за своего плотного графика разгилдяйства и путешествий (хо-хо!!!) я никак не успеваю туда попасть.

Секреты успеха
И напоследок расскажу еще об одном моем начинании с пометкой «Продолжение следует…» Разыскивая местные йога- и медитационные центры в Агре, я обнаружила локальный центр международной организации "Искусство Жизни" ("Art of Living"), под руководством Шри Шри Рави Шанкар… И как-то однажды зашла туда познакомиться с ребятами, узнать что к чему, посмотреть чем они там занимаются. А они в то утро устраивали йогамарафон и делали комплекс Приветствия солнцу, известный как Сурья Намаскар. Ежегодный йогамарафон заключается в том, что все любители йоги по всему миру, от мала до велика, единовременно в предрассветный час выполняют 108 кругов Сурья Намаскар. К таком марафону люди готовятся по 4 месяца, а то и больше. Мне предложили поучаствовать и сделать столько кругов, сколько мне будет комфортно (и я понадеялась осилить хотя бы 6-10 кругов, зная свою физическую подготовку). И каким-то чудным образом получилось, что все 108 кругов оказались в моей комфортной зоне и я даже не заметила, как быстро прошли полтора часа под расслабляющую мелодию и под голос учителя, отсчитывающего круги… 
Вот так, моя первая встреча с Искусством Жизни получилась крайне успешной и запоминающейся – мне даже подписали Золотой сертификат участника марафона, т.к. со 108 кругами справились далеко не все: только я и девочка лет десяти, которая, кстати, очень помогла мне духом соперничества («Нет, ну я не могу сделать меньше кругов, чем девочка. Вот она остановится – и я остановлюсь, будем с ней на равных» - думала я, в очередной раз делая выпад вперед). А еще справиться с этим вызовом мне помогла лень. Где-то в середине марафона я подумала, что можно бы и остановиться, но тут же поняла, что если я захочу в следующем году участвовать, то мне снова придется делать все 108 кругов, а те 50-80 кругов, которые я сделала сейчас – никуда не засчитаются…

Вот так и живу, ленивая и соперничающая сама с собой в борьбе за идеал…
…А в следующих выпусках новостей вас ждут истории моих путешествий в одиночестве на поезде с севера на юг Индии; а также кровопускание, трехдневное голодание и другие приятности в ходе прохождения Панчакармы в самом лучшем городе Индии!





1 комментарий:

  1. Спасибо за подробный рассказ)

    Планирую сейчас подать документы на стипендию Kendriya Hindi Sansthan. В интернете так мало инфы об этом вузе, особенно фото

    Буду признателен если удастся посмотреть больше фото - учебный процесс, общага и т.д.

    А мальчики там учатся?)

    ОтветитьУдалить