вторник, 18 марта 2014 г.

Последние месяцы в Индии. Воспоминания


Мои последние недели в Индии. Воспоминания о самом интересном. Было многое за эти два с половиной месяца, но всего не описать. Остается только вспоминать и радоваться тому, как там было хорошо и надеяться снова вернуться туда...



Экопросвещение в индийской деревне

Последние два месяца я уже не работала на ферме и переключилась на другие занятия, главным из которых для меня стала разработка занятий экоклуба для учеников старшей школы.
К первому занятию я готовилась очень интенсивно, разрабатывая интерактивную и живую, в то же время максимально информативную встречу. На занятие пришло человек 60, все более или менее старшие детки из интерната. Занятие прошло вполне хорошо, детям было интересно участвовать в игровой викторине с эковопросами и наперегонки выполнять задания в командах. Однако я поняла, что мой формат совершенно не подходит для индийской школы и следующие встречи придется делать менее интерактивными. А дело в том, что индийская система образования не подразумевает неформальных методов обучения и проводимые групповые обсуждения и активности не воспринимаются детьми как школьное занятие, а являются для них игрой, и дисциплина теряется моментально. В итоге получается полтора часа попыток всех усадить и сделать все по плану.
Учтя свой первый опыт, я вполне успешно провела все следующие занятия, работая с небольшой группой старшеклассников в 30 человек, кому эта тема действительно интересна, прося помогать мне кого-то из преподавателей следить за дисциплиной и используя интерактив в нужном количестве. В общей сложности получилось неплохо: за шесть занятий мы с ребятами обсудили такие темы как причины глобальных экологических проблем и роль индивида в их разрешении, что такое мусор и почему важно разделять пищевые отходы от пластика и не мусорить, обсудили как работает экосистема и проследили связь между поведением человека и всеми живыми существами и природой и т.д. Завершить школу я планировала мастер-классом по созданию личных экосумок и ручек из бумаги, однако, увы, не успела, т.к. проект закончился неожиданно быстро…
Начав заниматься экошколой, я ощутила себя полноправным экоактивистом и стала больше заниматься просветительской деятельностью в Севалье. Я рассказывала всем, как можно сократить свой экослед, делилась своими знаниями про правильное (на мой взгляд) питание и образ жизни, делала для своих новых индийских подруг-кухарок средства для умывания из разных мук, искала варианты для апсайклинга (использование мусора для создания интересных вещей), помогала заниматься рукоделием в школе и по возможности использовала вторичные материалы для создания картин и поделок.
Мне посчастливилось попасть на два студенческих фестиваля-выставки, прошедших в двух крупных колледжах: в столице штата, Ченнае, и ближайшем крупном городке Авади. Было приятно видеть на выставке студенческих работ такие разработки, как экомобиль, работающий на воде, план электростанции, работающей на курином помете, замену химических раппелентов натуральными на основе тепла и листьев нима, растительную настойку для сокращения использования бензина и т.д. 
Помимо таких серьезных работ детки Севальи участвовали в соревновании по апсайклингу и заняли первые места среди всех школ района.
В самой Севалье, как выяснилось, тоже постепенно развиваются такие практики, как раздельный сбор пластика и бумаги в школе, а в один из дней у входа в школу появилась такая вот чудесная установка: экосад из пластиковых бутылок.

Интересное в Севалье
Вместе с индийским населением я отпраздновала День республики, который прошел в Севалье очень торжественно: высокопоставленные гости, декорации, много-много людей, официальные речи и, что самое важное для нас, вкусная еда. Ко Дню республики также была приурочена донорская акция, которая проходит ежегодно в деревне. К донорам меня не подпускали (не знаю почему, ведь в Москве несколько раз на донорских акциях я вполне успешно перематывала руки бинтом вместе с мед.персоналом), однако я помогала с регистрацией и бумажной работой. Мне удалось помочь в проведении еще двух медицинских акций, которые прошли в только что открытом здании госпиталя: акции по проверке зрения пожилых людей и диагностики рака груди.
Все, что есть в Севалье, было построено за счет иностранных спонсоров: здание столовой, хостелы, дом престарелых, солнечные батареи и аккумуляторы на энергии ветра. При мне прошла инагурация трех недавно построенных зданий: хостела для мальчиков, госпиталя и колледжа. Забавно получилось с хостелом, т.к. построен и эксплуатируется по назначению он уже с прошлой осени, однако у спонсора (главы какой-то крупной швейцарской компании) не было возможности приехать раньше, поэтому сейчас, уже полгода спустя, было торжественное разрезание красной ленточки и большое празднование.
Также в Севалье построили колледж для детей, семьи которых не могут оплачивать высшее образование. В колледже можно получить основные востребованные сегодня профессии: электрик, слесарь, мастер швейного дела, визажист и т.д. Интересно, что средства на строительство колледжа, выделенные той же крупной швейцарской фирмой, были собраны исключительно из добровольных пожертвований сотрудников.
В последний месяц мы побывали в Бангалоре, где посетили интернат для девочек. Чудесные, надо сказать девочки, с таким интересом общались с нами, подготовили танцевально-музыкальную программу, а мы для них провели игры на улице.



Последние несколько недель каждый вечер к нам в комнату приходили дети, с которыми мы играли, помогали им делать уроки, мастерили игрушки из бутылок, а они рисовали-рисовали-рисовали – это было их любимым занятием. А моя французская соседка настолько любит детей и их творчество, что обклеила все стены комнаты их рисунками, а в последний день собрала их все и повезла с собой в Париж.
Однажды к нам пришла девушка-работница кухни, чьи детки были частыми гостями в нашей комнате. Я восхитилась ее решимости. Она по натуре очень стеснительная, совсем не говорит по-английски, но имея медицинское образование, она хочет пойти работать мед.сестрой. Для этого ей нужен английский язык и она пришла к нам с огроменным медицинским справочником на английском с просьбой посидеть с ней и почитать. Я бы не решилась, не зная языка идти к каким-то непонятным людям с просьбой выучить язык. Она большая молодец, и я с удовольствием проводила с ней время вечерами, пытаясь разобраться в описании биохимического состава крови и прочей медицинской умной терминологии.
Также в какой-то момент стала замечать, что с полки пропадают сладости. Мы с соседкой конечно же догадались, что это дети, т.к. они каждый день заходят в гости и внимательно рассматривают абсолютно все. Но думаю, что то, что мы считаем воровством для них – привычное дело. Как нам рассказывали индийские друзья, здесь нет разграничения мое-твое, и все общее, все наше. Если тебе нравится вещь друга, ты можешь ее попросить и он непременно тебе ее отдаст, даже если это дорогой телефон или мотоцикл (сама не единожды это наблюдала), не говоря уже о еде.
Интересно было наблюдать другой вариант общего использования вещей: одна из работниц кухни пришла в гости и, увидев изображение Шива-Парвати, которое я купила, попросила себе, т.к. очень любит этого бога. Я была рада сделать для Кауси что-то приятное и с радостью подарила ей картину. Через несколько дней она вернулась ко мне и принесла изображение обратно, сказав, что этого времени ей достаточно. Ей это изображение очень понравилось, она помолилась, порадовалась и теперь нужно вернуть изображение мне. Я долго не понимала, почему она так делает (не только с изображением, но и с другими предметами, которые я ей дарила), и просто приняла это поведение как должное.

Хост фэмели

Проживя три месяца в комнате вместе с иностранными волонтерами и питаясь в общей столовой рисом каждый день, я была несказанно рада провести последние дни своего проекта в реальной индийской семье, где можно было в полной мере погрузиться в индийскую культуру, увидеть, как живут реальные люди и отведать разнообразной южноиндийской пищи. Помимо вкусных завтраков и обедов, постоянного общения и просвещения о традициях и обрядах, помощи по ведению хозяйства, я также с удовольствием нянчилась с детками, которые при мне делали первые шаги и произносили первые слова, праздновали первое день рождения, сдавали итоговые школьные экзамены и получали в подарок долгожданный велосипед. Я влюбилась в этих индийских детей: Дживан, Логит, Ниту, Таджу - и труднее всего было расставаться именно с ними...


Комментариев нет:

Отправить комментарий